Член Союза писателей России Саид Ниналалов рассказал о поэте Расуле Гамзатове

Член Союза писателей России Саид Ниналалов поделился своими воспоминаниями о народном поэте Расуле Гамзатове:

— Почему Расула Гамзатова часто называют человеком планетарного масштаба?

— Когда рассказываешь о Дагестане человеку, мало знающему о нашей республике, обычно вспоминаются традиционные народные художественные промыслы – Кубачи, Балхар, Унцукуль и многие другие. Однако порой достаточно вспомнить одно лишь имя. Имя человека, который прославил наш Дагестан, нашу Страну гор не только в России, но и во всем мире. И этот человек – поэт из маленького аула Цада, аварский поэт, дагестанский поэт, советский поэт и российский поэт Расул Гамзатов.

Только при жизни Поэта его стихи были переведены на 30 языков мира и изданы общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.

— Какую роль сыграло творчество поэта в вашей жизни?

Всю свою сознательную жизнь я читаю книги и не перестаю удивляться тому, откуда люди черпают сюжеты, как они находят слова, чтобы рассказывать ярко и интересно. Волею судьбы я начал писать, но научился рассказывать лишь только о том, что пережил и испытал лично. А творчество поэта – умение в несколько строф уместить огромный мир образов, мыслей и переживаний – остается для меня тайной. Суметь выразить свою идею так, чтобы она долго яркой метафорой звучала в памяти и всплывала разными своими гранями при разных жизненных коллизиях, – это просто невероятно. Раскрыть свое сердце, высказать сокровенное, в результате чего читатель сопереживает автору и видит образы, представленные в стихах, – это и есть талант, настоящий талант.

Конечно, есть поэты и Поэты. Первые умеют легко собирать слова в строки, сделанные на злобу дня. А Поэт стихами живет. Они исподволь зреют – слова о любви, жизни, Родине – и в какой-то момент выплескиваются на бумагу неистовой поэмой или нежным сонетом. Бывает так, что Поэт рассеян, забывчив. Отойдите от него, не мешайте – он в это время творит. И звучание его слов органично и красиво, и ты не видишь той кропотливой работы, которая предшествовала этим нескольким строчкам.

— Доводилось ли вам лично встречаться с Расулом Гамзатовым?

— К сожалению, можно пересчитать по пальцам места и события, при которых я видел Расула Гамзатова. Он выступал с трибуны, говорил с сильным акцентом, без всякой бумажки. Поэт произносил фразу, потрясая перед собой правой рукой, как будто дирижируя мелодией своих слов, помогая им стать ярче и выразительнее, делал небольшую паузу, и за ней шла вторая фраза.

Каждое сказанное им предложение зал встречал аплодисментами. Каждая фраза была исполнена такого глубокого смысла, так афористична, имела такой заряд юмора, что ее можно было сразу публиковать. И я каждый раз надеялся, что есть кто-то в окружении поэта, кому досталась эта нелегкая, но очень важная роль – записать и сохранить для нас все сказанное этим человеком.

В другой раз я увидел великого поэта на открытии выставки кубачинского ювелира, народного художника России Гаджибахмуда Магомедова, в Дагестанском музее изобразительных искусств. Расул Гамзатов был уже очень болен, он смотрел в зал, но видел совсем другое. Он уже видел то, что мы все пока не видим. Он так и не примирился с тем, что безвременно ушла его жена Патимат, его половина, его муза и верный товарищ.

В без того наивных, детских глазах Расула Гамзатова была немыслимая скорбь и беззащитность. Это были глаза ребенка, потерявшего свою маму. Однако Поэт нашел в себе силы прийти на выставку и выказать своим присутствием уважение Художнику, своему сверстнику.

— Какую отличительную черту вы могли бы выделить в творчестве поэта?

— Образность и яркость характерны для творчества Расула Гамзатова. Открывая любой его том, любое стихотворение, находишь емкую фразу, зачастую созвучную твоим собственным мыслям. Если поэт рассказывает о любви, ты возвращаешься в то светлое молодое чувство, окрылявшее тебя. Если говорит о войне, прошедшей через дом чуть ли не каждого из нас, – и твое сердце горит болью и гневом. А когда вспоминает о матери, то сладкие и в то же время горькие слезы подступают к глазам.

— Можете ли вы рассказать какой-нибудь интересный случай из жизни Расула Гамзатова?

— Расул-поэт вырос в доме дагестанского поэта Гамзата Цадасы и с раннего детства, еще не умея читать, заслушивался и запоминал стихи и басни, которые ему рассказывал отец. Первое стихотворение Расул написал в 9 лет – о любопытных местных парнях из аула, побежавших смотреть на приземлившийся в его окрестностях самолет. С тех пор поэзия стала главным и единственным делом Расула.

И когда переводчик стихов Гамзата Цадасы Семён Липкин, будучи в гостях у аварского поэта в ауле Цада, спросил у встретившего его у порога 13-летнего мальчика:

– Чем ты занимаешься, Расул?

– Стыхи пишу, – с сильнейшим акцентом, но гордо и уверенно ответил Расул.

И всю свою жизнь он был верен одному любимому делу – поэзии.

Еще с раннего детства я помню три томика в черном переплете – собрание сочинений Расула Гамзатова, стихи из которого я, третьеклассник, не раз перечитывал. В конце трехтомника было небольшое послесловие, написанное самим Расулом Гамзатовым, где он разговаривает со мной, читателем, так, как будто мы знакомы давным-давно.

И заканчивается это послесловие предложением: в случае если стихи понравились или не понравилось что-то в собрании сочинений, написать по адресу: Махачкала, ул. Горького, д. 15, Расулу Гамзатову. Я не мог поверить: как это так, великий поэт, которого мы, читатели, ставили гораздо выше партийных и советских руководителей, так доступен. Он просто указывает всему миру свой домашний адрес. Неужели можно просто так к нему зайти и поговорить о стихах, да о чем угодно?

Я вспоминаю, как с книгой Расула в руках я подошел к отцу и спросил:

– Папа, неужели можно вот так просто написать письмо, и сам Расул Гамзатов его получит и прочтет? И что, можно даже поговорить с ним?

Он ответил:

– Расул всегда был открыт и очень дружелюбен, и прост в общении. И не раз твою маму, когда я задерживался в командировке, выручала с деньгами до моего возвращения жена Расула Патимат. Ты был маленьким, не помнишь, наверное, а мы жили по соседству, наш дом – Ленина, 16. С Расулом близко дружил ректор Дагестанского государственного университета Абдулла Алиев, мой двоюродный брат, и я часто был участником их компании.