Публицист, издатель, поэт и переводчик Мурад Ахмедов поделился своим мнением о творчестве Расула Гамзатова, рассказал о жизненных ценностях поэта, его отношении к поэзии.
— Скажите пожалуйста, чему вас научил Расул Гамзатов?
— Расул Гамзатов научил меня многому, и спустя долгие годы, после того, как ушел из жизни он продолжает учить. Одно из первых интервью, которое мы с ним делали называлось «У молодежи должно быть святое чувство — недовольство собой», я очень хорошо запомнил эти слова. Они для меня стали лейтмотивом и в жизни, и в творчестве.
Как говорят «трещина, расколовшая мир, пролегла через сердце поэта», эти слова точно сказаны о Расуле.
Вместе с тем, он был очень скромен, при этом знал себе цену. Когда ты в творчестве развиваешься, работаешь со словом, очень важно самому себе быть ценен, самому себя и казнить, если нужно.
К примеру, я наблюдаю за молодыми поэтами, есть у кого-то слабая строчка, указывают ему, а он ее оставляет, думает, я художник и так вижу.
А вот возьмем рукописи Расула Гамзатова, они все перечеркнуты, строчка над строчкой, на столько человек ответственно работал со словом, он понимал, что это остается. Есть строка на пока, а есть строка на века. Его строки стали строчками на века, потому что он так ответственно относился к творчеству.
Расул учит тому, что не стоит забывать о самоиронии. Особенно, важно помнить о самокритике, когда появляется успех. А у Расула Гамзатова был очень ранний успех. Он стал членом Союза писателей РД в 20 лет, будучи совсем молодым человеком он получил Сталинскую, Ленинскую премии, и конечно этот вал наград мог заставить его почивать на лаврах. Но он всегда открывал что-то новое. Расул Гамзатович объездил пол мира, и любая поездка выливалась в мощное литературное произведение. Причем он находил всегда и во всем параллель с Дагестаном. Он стремился притянуть весь мир к Дагестану. Этот образ «большого мира через маленькое дагестанское окошко» один из основных в произведении «Мой Дагестан».
— Давайте вспомним об удивительном чувстве юмора Расула Гамзатова.
— Очень много связанных с ним историй, любую ситуацию он мог обыграть. Был один случай, который мне запомнился.
В ДГПУ был волейбольный турнир на призы от Расула Гамзатова, так случилось, что мяч угодил на трибуны и с таким треском ударился об голову проректора, который сидел рядом с поэтом. Установилась гробовая тишина. Расул Гамзатов тут же разрядил обстановку и сказал: «Даже мяч знает где самая умная голова».
— Говоря о лирике, на ваш взгляд, почему Расул Гамзатов больше отдавал предпочтение любви к родине, любви к женщине?
— Тут все гармонично. Я могу сказать, в этом то и есть признак настоящего таланта, он мог все гармонично распределять. Он говорил «язык языку не враг», ратуя за то, чтобы все языки процветали и сохранялись. Так же можно перефразируя его сказать, что какая-то тема в поэзии не является врагом. У него есть смешанные жанры, где лирики гражданская и любовная соседствуют, что вообще уникально. Нельзя сказать, что Гамзатов непременно лирик, он и философ, и историк. Он совместил в самом себе очень много жанров и ипостасей.
— Мурад, на ваш взгляд, на сколько важно поэту иметь связь с Богом, на сколько это помогает в творчестве?
— Конечно для поэта важна связь с Богом, мало кто знает, что, несмотря на то, что время было сугубо атеистическим, Расул Гамзатов делал под час такие вещи, которые не приветствовались в советское время. Однажды он приехал в Согратль, решил посетить мечеть, посмотреть, а там был склад. Не было ни ковров, ни религиозной атрибутики. Но поэт, снял обувь и вошел, тогда все удивились, а он ответил всем удивленным что для это место продолжает оставаться мечетью.
Продолжая разговор о Боге, нельзя не отметить, что финальная часть его творчества имеет очень много покаянных мотивов, где он говорит о том, что жалеет, что мало времени уделял духовности.
На исходе своих дней он совершил паломничество в Мекку с супругой и дочерью Патимат. Очень много стихов там родилось. Вообще, считаю, что поэмы и стихи последних лет наиболее сильные. Потому что они родились в эпоху переоценки ценностей, когда уже по-другому он посмотрел на время.
Я думаю, духовные уроки его отца Гамзата Цадасы, автора замечательной книги «уроки жизни» на аварском языке, такая глубокая философская поэма, все назидательные мотивы, которые могут присутствовать в общении отца и сына там есть. Как бы ответом отцу на эту книгу является произведение Расула «Разговор с отцом». Он дает ему такой поэтический ответ.
— Мурад, какое из произведений Расула Гамзатова помогает вам в сложных ситуациях, когда опускаются руки, когда вы разочаровываетесь в людях, и вот оно возвращает вас к жизни, есть такое?
— Таких не мало, но есть очень значимые стихи «Звезды ночи» и «Памятник», отмечу, что на творчество Расула большое влияние оказала судьба его братьев, они оба погибли на фронте, Ахильчи его старший брат пропал без вести, он был военным-летчиком, другой брат Магомед погиб под Сталинградом, тогда у Расула Гамзатова родились эти строки стихотворения «Звезды ночи».
Звёзды ночи, звёзды ночи
В мой заглядывают стих,
Словно очи, словно очи
Тех, кого уж нет в живых.
Слышу, с временем не ссорясь,
В час полночной тишины:
«Будь как совесть, будь как совесть
Не вернувшихся с войны!»
Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелёгкий путь.
Может, стану, может, стану
Сам звездой когда-нибудь.
По-земному беспокоясь,
Загляну я в чей-то стих,
Словно совесть, словно совесть
Современников моих.
Т.е. равнять себя и свое творчество на совесть не вернувшихся с войны, проживать их жизнь и поступать так, как они бы поступили. Вот чему учат эти строки.
«Памятник» тоже очень мощное стихотворение, которое было из ранних, просто было переведено не за долго до его смерти. Как так случилось, что переводчики пропустили это стихотворение, мама обнаружила его и перевела в год юбилея Расула Гамзатова, незадолго до его смерти. Это произведение впервые было зачитано на траурном митинге, когда хоронили поэта. Именно в этот момент в небе появился журавлиный клин, это просто чудо. Тогда поэта в последний путь провожал весь Дагестан.