Бурлият Токболатова о первой встрече с народным поэтом Расулом Гамзатовым

Главный редактор республиканской газеты «Дагестанская правда», член общественной палаты Дагестана Бурлият Токболатова рассказала о знакомстве с народным поэтом Расулом Гамзатовым.

— Вы были лично знакомы с Расулом Гамзатовым с восьми лет. Расскажите, пожалуйста, об этом знакомстве.

— Мой покойный дядя — поэт, писатель и журналист Сираждин Токболатов, был активным участником писательского поэтического клуба, куда входили такие известные личности как Анвар Аджиев, Мухаммед Атабаев, Шарип Альбериев, Аткай Джаматов и другие. Это были его близкие друзья и, кстати, жили они тоже по соседству. Они часто собирались у дяди. И вот, когда такая плеяда великих людей собиралась вместе, это были не просто посиделки, это были творческие дискуссии. Вот в этой команде я впервые и познакомилась с Расулом Гамзатовым.

Это было в 1964 году в селе Костек Хасавюртовского района. Мне было 8 лет. На родину нашего славного поэта Анвара Аджиева, который праздновал свое 50-летие, съехались все писатели и поэты. Было полно народу, в клубе не было мест и мы, дети, уселись прямо на полу. Это было очень интересное и зрелищное событие, для нас было счастьем находиться в одном кругу с такими великими людьми, дышать одним воздухом, слушать их. У меня до сих пор в ушах звучит тембр голосов этих великих людей.

И вот приехал Расул Гамзатов с Союзом писателей. Он сказал очень много тёплых, хороших слов про Анвара Аджиева, о его творчестве и его таланте. Мне очень хорошо запомнилось это событие, так как была в довольно осознанном возрасте. Помню и тот пафос, с которым выступал Расул Гамзатов. Он говорил очень просто, ненавязчиво, доступно, иногда с такой лёгкой иронией, с теплотой. Это как-то проникало глубоко в душу.

После официального вечера все собрались на банкет у родственников. За столом сидели все эти великие имена, а мы бегали вокруг и слушали все их интеллектуальные и творческие беседы.

— Что именно позволило вам так детально запомнить обстоятельства знакомства с Расулом Гамзатовым?

— Наше поколение не относилось к поэзии как к ремеслу, а воспринимало его как талант, как профессионализм человека. Наверное, именно это качество дает мне возможность спустя столько лет детально помнить все те события, все нюансы, особенности и манеру поведения самого Расула Гамзатова.

Я помню, как эти великие люди вставали и произносили тост, какой смех, какое сопровождение и какие комментарии были озвучены. Голоса этих людей дают такое ощущение, торжество в их лицах. Сегодня, к сожалению, я этого не слышу и не вижу. Если я слышу поздравления, они примитивные. Если я слышу тост, он чаще всего неинтересен, я уже от первого до последнего слова знаю, что скажут люди . Вот эта оригинальность, эта уникальность, она куда-то пропадает. Это мое личное ощущение. И знаете почему пропадает? Потому что очень снизился уровень образования. Исчезает желание читать. А ведь знания мы черпаем в книге, но как без чтения можно стать образованным, умным человеком?

Наше поколение получило хорошее образование для того времени. И вот продолжение вот этой интеллигентности, образованности, таланта, профессионализма, оно выражалось, когда они сидели за столом. Они не говорили шаблонами. Порой у меня возникает тоска и желание услышать такую речь, такие стихи, такое обаяние.

— А какая энергия исходила от этих людей?

— Энергия такая позитивная, я помню, как смеялся Расул Гамзатов, я помню, как смеялся Шарип Альбериев. Смех, тональность голоса, они были настолько доброжелательными и располагающими. У меня тоска не по тому времени, а по тем людям, которые жили в то время, и которых мы сегодня вспоминаем. Это, знаете, такой клад Дагестана, это история Дагестана.

Сегодня нашему молодому поколению я бы порекомендовала хотя бы прикоснуться к тем произведениям, которые они создали. Хотя бы таким образом понять, насколько велики эти люди — наше достояние Дагестана во главе с Расулом Гамзатовым.